АЛГОРИТМ организации сопровождения (социального патроната) семей, в которые возвращены дети

Приложение 1

 

УТВЕРЖДЕНО

            Протокол совместного заседания

                        комиссии по делам несовершеннолетних

                                   Брестского облисполкома и координационного

                           совета по реализации  Декрета Президента

                                         Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18

                              19 июля 2022 № 4/33

 

АЛГОРИТМ

организации сопровождения (социального патроната) семей, в которые возвращены дети на основании отмены решения комиссии по делам несовершеннолетних о предоставлении статуса детей, оставшихся без попечения родителей, отмены решения органа опеки и попечительства о предоставлении ребенку статуса детей, оставшихся без попечения родителей; решения суда: об отказе в лишении родителей (родителя) родительских прав, об отказе в отобрании ребенка без лишения родительских прав; решения суда: о признании родителей (родителя) дееспособными, о восстановлении родителей (единственного родителя) в родительских правах, об отмене ограничения дееспособности родителей (родителя), о возвращении ребенка его родителям (родителю), (далее – детей, возвращенных в семьи).

 

Общие положения

Социальный патронат семьи – деятельность государственных органов, иных организаций, уполномоченных законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, направленная на восстановление способности законных представителей выполнять обязанности по воспитанию, обучению и содержанию ребенка, защите его прав и законных интересов, содействие законным представителям в разрешении, преодолении последствий кризисных ситуаций, в том числе путем активизации их собственных возможностей, расширения социальных связей (п. 2 Положения о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 1728).

Социальный патронат семей, в которые возвращены дети осуществляется управлениями, отделами по образованию горрайисполкомов (иными государственными органами и организациями по согласованию) и учреждениями образования посредством наблюдения, поддержки и контроля за детьми и их семьями в целях профилактики повторного возникновения причин и условий, влекущих создание неблагоприятной для ребенка (детей) обстановки, и в случае необходимости своевременного принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении.

Организация социального патроната семей, в которые возвращены дети заключается в реализации программы сопровождения семьи (далее – Программа) сроком не менее 6 месяцев, включающей в себя мероприятия профилактико-просветительского и диагностико-аналитического характера, график межведомственного посещения семьи с целью контроля за положением ребенка (детей) в ней и осуществляется по поручению управления, отдела по образованию горрайисполкома учреждением образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок (дети), либо социально-педагогическим центром по месту жительства семьи.

Управления, отделы по образованию горрайисполкомов либо уполномоченные ими социально-педагогические центры ведут учет детей, возвращенных в семьи. Сведения о детях, возвращенных в семьи актуализируются ежеквартально до десятого числа месяца, следующего за отчетным.

 

Порядок организации социального патроната

 

Координационный совет, осуществляющий координацию действий структурных подразделений соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов и иных организаций по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – координационный совет) вправе контролировать работу государственных органов и организаций по сопровождению детей, возвращенных в семьи и выносить на рассмотрение вопросы по организации их сопровождения.

Социальный патронат семьи организуется управлением, отделом по образованию горрайисполкома не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о возвращении ребенка (детей) в семью путем определения учреждения образования, ответственного за организацию социального патроната семьи по следующему принципу.

Социально-педагогический центр по месту жительства семьи организует социальный патронат детей в возрасте до трех лет либо детей, которые не зачислены в учреждение образования, если в семье нет детей, обучающихся (воспитывающихся) в учреждениях образования, либо, если единственный ребенок (или все дети) в семье обучается в учреждении образования не по месту жительства семьи в другом населенном пункте.

Учреждение образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок, либо все дети из одной семьи, организует социальный патронат этой семьи.

В случае, когда дети из одной семьи обучаются (воспитываются) в разных учреждениях образования, или если имеются дети, которые не обучаются (не воспитываются) в учреждениях образования, управление, отдел по образованию горрайисполкома определяет ответственным за организацию социального патроната семьи то учреждение образования, которое расположено территориально ближе к месту проживания семьи, либо в котором имеются специалисты социально-педагогической и психологической службы.

Если ребенок продолжил обучение в учреждении профессионального образования не по месту жительства семьи в другом населенном пункте, ответственным за организацию социального патроната семьи остается учреждение образования, выпускником которого несовершеннолетний является.

Если семья проживает в одном районе города, а дети обучаются (воспитываются) в учреждении образования, расположенном в другом районе города, социальный патронат семьи осуществляется тем учреждением образования, в котором обучаются (воспитываются) несовершеннолетние.

В иных случаях управление, отдел по образованию горрайисполкома определяет учреждение образования, ответственное за организацию социального патроната семьи, в интересах ребенка исходя из принципа целесообразности.

В течение пяти рабочих дней учреждение образования, ответственное за организацию социального патроната семьи, разрабатывает Программу в которую включаются: мероприятия профилактико-просветительского и диагностико-аналитического характера, направленные на недопущение причин и условий, повлекших отобрание ребенка из семьи (включенные в Программу мероприятия согласовываются с заинтересованными государственными органами и учреждениями), мероприятия для родителей, а также мероприятия, предусматривающие обязательное информирование родителями руководителя учреждения образования об изменении места жительства семьи или о временном отсутствии семьи по месту жительства; график межведомственного патронатного посещения семьи с ежемесячной периодичностью.

В ходе патронатного посещения семей оформляется информация (акт) о посещении семьи, которая хранится в учреждениях образования, ответственных за социальный патронат семей.

Программа, график, согласованные учреждениями образования, в которых обучаются (воспитываются) дети с организациями, участвующими в реализации Программы и патронатном посещении семьи, утверждаются руководителем учреждения образования, ответственным за организацию социального патроната семьи по месту жительства семьи.

Программа и график согласовываются и утверждаются в течение трех рабочих дней после их разработки.

На следующий рабочий день после утверждения Программа и график направляются государственным органам, государственным и иным организациям, ответственным за их реализацию, а также родителям несовершеннолетних, возвращенных в семьи.

При выявлении неблагоприятной для детей обстановки государственные органы, государственные и иные организации незамедлительно информируют об этом управление, отдел по образованию горрайисполкома по месту нахождения детей и учреждение образования, ответственное за организацию социального патроната семьи.

 

Дальнейшая работа с семьей осуществляется в соответствии с Положением о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22.

Социальный патронат семьи, в которую возвращены дети, прекращается в случае принятия координационным советом решения о признании детей находящимися в социально опасном положении.

Анализ реализации Программы проводится учреждением образования, ответственным за организацию социального патроната семьи, на заседании совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – совет профилактики), на котором дается оценка положения ребенка (детей), возвращенного в семью, с учетом информации исполнителей Программы по истечении реализации Программы.

Выписка из протокола заседания совета профилактики и аналитическая информация по результатам реализации Программы в течение трех рабочих дней направляется в управление, отдел по образованию горрайисполкома в порядке информирования.

Управление, отдел по образованию горрайисполкома ежегодно на совещании у начальника рассматривает результаты социального патроната семей, в которые возвращены дети, на основании информаций, предоставленных учреждениями образования, ответственными за социальный патронат семей (возможно рассмотрение в рамках иных вопросов), при необходимости инициирует рассмотрение вопроса на заседании координационного совета.

Управления, отделы по образованию горрайисполкомов совместно с социально-педагогическими центрами ежегодно осуществляют контрольные посещения детей, возвращенных в семьи, в том числе в рамках межведомственных рейдовых мероприятий (акций и др.).

При изменении места жительства семьи, в которую возвращены дети, учреждение образования, ответственное за организацию социального патроната семьи, в течение двух рабочих дней после того, как стало известно об изменении места жительства семьи, одновременно информирует управления, отделы по образованию горрайисполкомов по прежнему и новому месту жительства семьи и направляет актуальную информацию о положении детей в семье. В случае переезда семьи в пределах района, области направляет копию Программы и аналитическую информацию о ходе ее реализации (в период реализации Программы).

В случае пребывания семьи не по месту жительства (у родственников, знакомых в другом районе) учреждение образования, ответственное за организацию социального патроната семьи, в течение двух рабочих дней после того, как стало известно о выбытии семьи, одновременно информирует управления, отделы по образованию  горрайисполкомов по месту жительства и месту временного пребывания семьи и направляет актуальную информацию о положении детей в семье.

Управление, отдел по образованию горрайиспокома по месту временного пребывания семьи в течение двух рабочих дней организует изучение условий проживания детей по месту временного пребывания семьи и одновременно предоставляет управлению, отделу по образования горрайисполкома по месту постоянного жительства семьи, учреждению образования, ответственному за организацию социального патроната семьи, актуальную информацию о положении детей в семье.

Государственные органы, государственные и иные организации при установлении в ходе реализации Программы факта отсутствия семьи по месту жительства, других обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии семьи по месту жительства, в том числе временном, информируют учреждение образования, ответственное за организацию социального патроната семьи.

Учреждение образования, ответственное за организацию социального патроната семьи, совместно с заинтересованными устанавливает причину отсутствия семьи по месту жительства, если родители не информировали руководителя учреждения образования об изменении места жительства или временном отсутствии по месту жительства.

Государственные органы, государственные и иные организации в случае выявления на территории района семей, в которые возвращены дети, прибывшие из других районов (областей) без соответствующего уведомления, информируют об этом управления, отделы по образованию горрайисполкомов. Управления, отделы по образованию горрайисполкомов по всем таким случаям информируют территориальные координационные советы и обеспечивают получение информации о ситуации в семье от компетентных органов по прежнему месту жительства семей и организуют работу в соответствии с настоящим алгоритмом.

 

         *В случае возникновения противоречий между положениями Алгоритма и положениями действующего законодательства применяются положения  законодательства.