Примерный перечень мероприятий, реализуемых учреждениями образования в пределах своей компетенции

Примерный перечень мероприятий, реализуемых учреждениями образования в пределах своей компетенции

 

  1. Создают специальные условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) и оказания им коррекционно-педагогической помощи:

- инициируют обследование ребенка психолого-медико-педагогической комиссией центра коррекционно-развивающего обучения и развития (далее – ЦКРОиР);

- обучают по программе специального образования в соответствии с индивидуальными особенностями и уровнем развития несовершеннолетнего;

- обеспечивают проведение с несовершеннолетним индивидуальных и групповых коррекционных занятий педагогом-психологом и педагогом социальным;

- организуют социальное взаимодействие здоровых детей и детей с ОПФР, направленное на гармонизацию детских отношений;

- создают атмосферу эмоционального комфорта обучающихся с целью сохранения их психического и нравственного здоровья;

- информируют о возможности получения дополнительной коррекционной помощи на базе ЦКРОиР;

- организуют подготовку несовершеннолетнего к трудовой деятельности, семейной жизни, содействуют его социализации и интеграции в обществе.

  1. Оказывают психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку ребенку (детям) и родителям:

- проводят диагностику (обрабатывают результаты, составляют заключения по результатам диагностики): личностных особенностей несовершеннолетнего, познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы, детско-родительских отношений, межличностных взаимоотношений, особенностей поведения и развития личности несовершеннолетнего;

- разрабатывают рекомендации для участников образовательного процесса, исходя из выявленных в ходе диагностического исследования проблем;

- разрабатывают рекомендации для родителей и членов семьи несовершеннолетнего по устранению критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетнего;

- разрабатывают (подбирают) и реализуют коррекционно-развивающие и реабилитационные программы (занятия, занятия с элементами тренинга, комплексы упражнений) в соответствии с выявленными проблемами несовершеннолетнего и его семьи, в том числе по стабилизации психоэмоционального состояния ребенка (детей), снижению уровня тревожности, агрессивности и др.;

- осуществляют психологическое просвещение несовершеннолетнего и членов его семьи;

- проводят индивидуальное консультирование участников образовательного процесса по выявленной проблеме;

- организуют мониторинг и анализ происходящих изменений в ходе сопровождения несовершеннолетнего и его семьи;

- организуют с несовершеннолетним дополнительные занятия с целью преодоления школьной дезадаптации;

- проводят дополнительные и стимулирующие занятия с несовершеннолетним, требующим особого педагогического внимания (при необходимости);

- содействуют в построении образовательного и профессионального маршрута несовершеннолетнего;

- организуют обучение несовершеннолетнего хозяйственно-бытовым навыкам, умению планировать бюджет, экономить, соблюдать нормы и правила гигиены и др.;

- проводят просвещение членов семьи по проблемам алкоголизма, наркомании, СПИДа, насилия, планирования семьи и др.;

- обеспечивают предоставление информации (адрес, перечень услуг) об учреждениях и организациях, оказывающих населению различные виды социальных услуг;

- привлекают к работе с семьей представителей общественных объединений и организаций, духовенства;

- изучают сеть контактов семьи, организуют взаимодействие с родственным окружением, имеющим положительную социальную направленность;

- используют возможности учреждений культуры с целью включения в группы положительной социальной направленности;

- проводят правовое консультирование по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, обеспечения благоприятных условий для развития и становления ребенка, прав и обязанностей супругов, родителей, семейных отношений и др.;

- проводят работу по развитию родительских компетенций, повышению уровня родительской ответственности, укреплению детско-родительских отношений и семейных ценностей, реализации родительских функций;

- оказывают практическую и консультационную помощь несовершеннолетним и их родителям при обращении в правоохранительные органы и суд;

- содействуют организации досуговой занятости несовершеннолетнего (включение в работу кружков, спортивных секций и т.д.), привлекают родителей к участию в досуговых мероприятиях, проводимых в учреждении образования;

- организуют летний отдых и оздоровление детей.

  1. Осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении.

- обеспечивают социальный патронат семьи;

- наблюдают за внешним видом, психоэмоциональным состоянием несовершеннолетнего по прибытии в учреждение образования;

- обращают внимание на поддержание безопасных и благоприятных условий для проживания детей, не представляющих угрозы для их жизни и здоровья (соблюдение температурного режима в жилом помещении, наличие света, продуктов питания, условий для приготовления пищи, визуальная оценка наличия нарушений норм пожарной безопасности, признаков насилия в семье, особенностей взаимоотношений между членами семьи);

- обеспечивают контроль пропусков занятий несовершеннолетним;

- сообщают руководителю учреждения образования, сотрудникам отдела внутренних дел (ИДН), о выявленных в ходе социального патроната фактах употребления родителями или несовершеннолетним алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

- сообщают руководителю учреждения образования, сотрудникам отдела внутренних дел (ИДН), специалистам учреждения здравоохранения при подозрении и установлении фактов жестокого обращения с несовершеннолетним в ходе социального патроната;

- осуществляют контроль за надлежащим выполнением законными представителями родительских функций (осведомленность о месте нахождения несовершеннолетнего в случае отсутствия его на занятиях, контроль и проявление заинтересованности со стороны родителей за организацией досуга и поведением несовершеннолетнего, участие родителей в мероприятиях, проводимых на базе учреждении образования, посещаемость родительских собраний и др.);

- изучают и дают оценку детско-родительским отношениям, определяют уровень социализации несовершеннолетнего.