Об оказание психологической помощи семье, в рамках работы по семейному неблагополучию

Об оказание психологической помощи семье,

в рамках работы по семейному неблагополучию

 

участие педагога-психолога в проведении социального расследования

 

Работа педагога-психолога с семьей начинается на этапе социального расследования, при получении учреждением образования информации о неблагоприятной для детей обстановке в семье. Важно, именно на данном этапе, провести психологическую диагностику и определить детско-родительские взаимоотношения между членами семьи.

Нарушенные отношения между родителями и ребенком и угнетенное эмоциональное состояние несовершеннолетнего или его родителей являются одним из сигналов о том, что в семье что-то складывается не так. Часто выясняется, что в семье происходят конфликты, которые разгораются в присутствии ребенка, либо несовершеннолетний становится их непосредственным участником, по отношению к членам семьи применяется психологическое и/или физическое насилие.

В соответствии с методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь от 01.10.2019, при проведении социального расследования могут использоваться следующие формы и методы сбора информации о детях и их родителях:

- беседы (с родителями, иными лицами, проживающими совместно с детьми, с братьями, сестрами детей, родственниками, друзьями, соседями семьи и т.д.);

- психологическая диагностика несовершеннолетних и их родителей, направленная на выявление детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания;

- изучение особенностей поведения несовершеннолетнего в учреждении образования;

- анализ информации о взаимодействии воспитателя (классного руководителя), иных педагогических работников с родителями по вопросам воспитания и обучения ребенка.

Диагностические методики для работы с родителями:

- «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис;

- Методика «PARI» Е.С.Шефер, Р.К.Белл;

- «Опросник родительского отношения» (ОРО) А.Я.Варга, В.В.Столин;

- «Стратегии семейного воспитания» Н.М.Рухленко;

- «Шкала общения родителя с ребенком» А.И.Баркан;

- «Шкала степени отверженности ребенка в семье» А.И.Баркан;

- «Лики родительской любви» С.С.Степанов;

- «Анализ семейной тревоги» (АСТ) Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис.

 

Диагностические методики для работы с детьми (начиная с 3 лет):

- Методика идентификации детей с родителями (опросник А.И.Зарова) («Интервью с ребенком» А.И.Захаров) (с 3 лет, разговаривающий ребенок);

- «Рисунок семьи», «Кинетический рисунок семьи» (с 4 лет);

- Проективная методика Р.Жиля (с 4 лет);

- «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Е.Бине, Д.Антони (по ред. А.Г.Лидерса, И.В.Анисимовой) (с 7 лет), «Почта» (с 4 лет, форма для детей);

- «Цветовой тест отношений» А.Эткинда (краткий вариант) (с 3 лет);

- «Цветик-восьмицветик» А.О.Прохоров, С.В.Велиева (с 2,5 лет);

- «День рождения» М.Панфилова (старший дошкольный возраст);

- «Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи» А.И.Баркан (с 3 лет);

- «Незаконченные предложения» (Л.Сакс, В.Леви) (приблизительно с 6 лет);

- Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И.Рожков, М.А.Ковальчук);

- Метод «Незаконченные предложения» (Л.Сакс, В.Леви) (школьники);

- Методика «Подростки о родителях» (Л.И.Вассерман, И.А.Горькова, Е.Е.Ромицына).

 

По результатам проведенной психологической диагностики педагогом-психологом оформляется протокол диагностического обследования. Для педагогов, законных представителей, других специалистов, работающих с семьей, разрабатываются рекомендации.

Информация, собранная педагогом-психологом в результате диагностических мероприятий, должна быть включена в обобщенную информацию по результатам социального расследования.

В случае принятия решения о необходимости признания несовершеннолетнего(них) находящимся в СОП, формируются предложения в мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки. Обязательным для учреждений образования является блок оказания социально-педагогической поддержки и психологической помощи семье.

 

Оказание психологической помощи семье, в которой дети признаны в СОП

 

Консультирование родителей (консультации с родителями тематически должны соответствовать причинам, послужившим основанием для признания ребенка находящимся в СОП. Форму данные консультации могут принимать практически любую: индивидуальное, супружеское и семейное консультирование).

Коррекционные занятия для ребенка и родителей (на основании полученных результатов диагностического обследования разрабатывается план коррекционных занятий для работы с несовершеннолетним. Если психологическая диагностика по каким-либо причинам не проведена на этапе социального расследования, либо проведена не в полном объеме, тематика коррекционных занятий будет оставаться еще неизвестной. В связи с чем, в мероприятия прописывается «Проведение коррекционной работы с несовершеннолетним». В случае отсутствия у ребенка каких-либо сложностей психологического плана, в результатах указывается, что ребенок не нуждается в коррекционной работе).

Тренинги (групповые занятия) (очень эффективной формой работы с неблагополучными семьями в вопросах, касающихся повышения их педагогической грамотности и родительского потенциала остается групповая работа (тренинг).

В случае отсутствия у несовершеннолетних сложностей психологического плана упор делается на профилактику и развитие, а не на коррекцию.

Форма работы педагога-психолога с семьей может быть разной, в зависимости от возможностей, имеющихся у специалиста и целей работы с семьей.

Для реабилитации семьи должны быть предложены мероприятия, разработанные индивидуально для этой семьи и под конкретного ребенка. И направлены эти мероприятия на помощь семье в целом и ребенку в частности. Необходимо дать ребенку максимум, помочь наверстать упущенное, почувствовать то, что он может быть, никогда не испытывал.