Образец плана реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки
Образец (каждое учреждение планирует мероприятия в рамках существующих проблем семьи)
УТВЕРЖДАЮДиректор (заведующий) ГУО « _______________________» ____________________ФИО «___»_______________2023 г.
План реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановкина период с _____ по _______(на каждые 3 месяца согласно решений координационного совета) ЦЕЛЬ: устранение критериев и показателей социально опасного положения;устранение причин, повлекших неблагоприятную для несовершеннолетних (-него) обстановку.
ЗАДАЧИ: 1. создание благоприятного микроклимата в семье, профилактика дисфункциональных внутрисемейных отношений;
- оказание социально-педагогической поддержки, психологической помощи детям и законным представителям;
- стимулирование положительных изменений семье, влияющих на личность несовершеннолетних, процесс их развития и социализации;
- повышение уровня родительской ответственности, укрепление детско-родительских отношений;
- оказание консультативной помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей;
- повышение уровня социальной защищённости несовершеннолетних;
- повышение правовой культуры несовершеннолетних и их законных представителей и др.
Фамилия, имя, отчество (если таковое имеется) несовершеннолетних, возраст, вид занятий:Сидоров Иван Иванович, 21.11.2005 г.р., учащийся 3 класса Мать: Сидорова Ольга Николаевна, 17.04.1971 г.р., рабочий ОАО «Горынский КСМ».Отец: Сидоров Иван Петрович, 13.03.1971 г.р., выезжает на сезонные работы за пределы Республики Беларусь.Критерии и показатели социально опасного положения: согласно критериям постановки в СОП из решения координационного советаДата признания в СОП: решение КС 21.03.2022 №6
Подписи ответственных:ЗДВР ___________________ Козел Л.А.Педагог социальный ___________________ Иванов И.И.Классный руководитель ___________________ Петрова Н.Н.Педагог-психолог ___________________ Иванова Т.Н.Учитель-дефектолог Примечание:Анализ и контроль реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки проводится на заседании координационного совета не реже одного раза в квартал.В связи с чем, необходимо ежеквартально предоставлять в координационный совет (за подписью руководителя) анализ выполнения мероприятий с мотивированным заключением о динамике ситуации в семье, об устранении критериев и показателей социально опасного положения, а также предложения по дальнейшей работе с семьей либо снятии семьи с учета. Примерный образец информации в координационный совет прилагается.
№ |
Мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственные (должность, Ф.И.О) |
Примечания |
Социально-педагогическая поддержка |
||||
1 |
Посещение семьи по месту жительства с целью контроля за условиями содержания и воспитания детей, степенью их социальной защищенности: - санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения; - поддержание безопасных и благоприятных условий для проживания детей, не представляющих угрозы для их жизни и здоровья, в том числе психологического (поддержание температурного режима в жилом помещении, наличие света, продуктов питания, условий для приготовления пищи, визуальная оценка наличия нарушений норм пожарной безопасности, признаков насилия в семье, особенностей взаимоотношений между членами семьи); - наличие места для приготовления уроков, сна и отдыха детей; - обеспеченность предметами первой необходимости с учетом возраста детей (одежда, обувь по сезону, предметы личной гигиены, школьные принадлежности, наличие книг, игр для развития детей и занятий в свободное время и др.). |
январь - март 2023 не реже 2 раз в месяц |
Педагог социальный Иванов И.И. Педагог-психолог Иванова Т.Н. Классный руководитель Петрова Н.Н. ЗДВР Козел Л.А. |
|
2 |
Ознакомление родителей о принятых решениях координационного совета, проведение разъяснительной работы. |
согласно сроков, указанных в решении КС
в течение 10 дней со дня принятия решения |
Педагог социальный Иванов И.И.
|
|
3 |
Изучить родственное окружение семьи, организовать взаимодействие с близкими родственниками, имеющими положительную социальную направленность. |
в течение 10 дней, после признания семьи в СОП |
Педагог социальный Иванов И.И.
|
|
4 |
Разъяснительная работа с родителями, консультирование по вопросам выполнения законодательства по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, ответственности за ненадлежащее выполнение родительских обязанностей Если включаем в данный раздел конкретные темы консультаций, разработку и распространение печатной продукции (буклеты, памятки, листовки) на данную тематику, то указываем конкретную дату реализации запланированного мероприятия: Например: - буклет «Это должен знать каждый родитель!»; - разъяснительная беседа «Права детей и обязанности взрослых». |
в период сопровождения семьи
13.02.2023 |
Педагог социальный Иванов И.И.
Педагог социальный Иванов И.И. |
|
5 |
5.1. Организация занятости детей во внеурочное и каникулярное время, вовлечение в мероприятия шестого школьного дня, во внеклассные и общешкольные мероприятия. 5.2. Контроль за посещаемостью учебных занятий и организованной занятости. |
в период сопровождения семьи |
Классный руководитель Петрова Н.Н.
|
|
6 |
Социально-педагогическая диагностика: (наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, диагностирование). Например: - характер внутрисемейных отношений родителей с ребенком, между детьми (методика «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана); - выявление особенностей воспитания (опросник «Измерение родительских установок и реакций» Е. Шефера); - диагностика социальных качеств личности ребенка (наблюдение на уроке, на внеклассном мероприятии, на переменах; опросник для учителя Т.М. Ахенбаха). |
проставляется дата проведения
17.01.2023
08.02.2023
16.03.2023 |
прописывается ответственный за каждое запланированное мероприятие
Педагог социальный Иванов И.И.
Педагог социальный Иванов И.И.
Классный руководитель Петрова Н.Н. |
|
7 |
Проведение индивидуальных и групповых занятий, бесед, тренингов, дискуссий с несовершеннолетним и в составе класса: мероприятия направлены на формирование социальных качеств, профилактику аддиктивного поведения, развитие коммуникативных навыков, чувства ответственности и др., исходя из результатов диагностик, проблем семьи и ребенка. Например: - коррекционно-развивающее занятие «Жизненные ценности»; - час общения «Я и МЫ. О навыках позитивного общения»; - беседа «Как научиться понимать родителей?»; - мини-тренинг «Как найти выход из трудной ситуации»; - беседа «От шалости к правонарушениям». |
проставляется дата проведения
05.01.2023
23.01.2023 13.02.2023 26.02.2023 21.03.2023 |
прописывается ответственный за каждое запланированное мероприятие
Педагог социальный Иванов И.А.
Классный руководитель Петрова Н.Н. Педагог социальный Классный руководитель Педагог социальный |
|
8 |
Консультирование и просвещение родителей: Например:
- консультация «Обеспечение безопасности и удовлетворение жизненных потребностей несовершеннолетних»; - беседа с отцом «Трезвость в семье – залог успешного воспитания»; - доверительная беседа «Атмосфера в семье и её влияние на ребенка»; - профилактическая беседа «Роль семьи в успешной социализации ребёнка»; - консультация «Совместный отдых в каникулы и выходные дни»; - беседа «Родительский авторитет, как важная составляющая успешного воспитания детей в семье». |
проставляется дата проведения каждого мероприятия
09.01.2023
|
прописывается ответственный за каждое запланированное мероприятие
Педагог социальный Иванов И.И.
Классный руководитель Петрова Н.Н.
Педагог социальный
Классный руководитель
Педагог социальный
Классный руководитель |
|
Психологическая помощь |
||||
9 |
Психологическая диагностика: (наблюдение, опросы, беседы, тесты, опросники, проективные методики и т.д.). В рамках работы с семьей проводится углубленная диагностика, более обширная, чем в период проведения социального расследования. Особое внимание обращается на такие факторы как особенности детско-родительских отношений, индивидуально-психологические особенности детей: развитие ребенка (социальное, эмоциональное, интеллектуальное, личностное), уровень тревожности, страхи, эмоциональная неадекватность, проявление депрессии, агрессии, насилия (психического, физического, сексуального), неудовлетворенность базовых потребностей и т.д. Например: - изучение семейных отношений: с детьми: проективная методика «Рисунок семьи», опросник социализации «Моя семья», методика Рене Жиля, «Шкала привязанности ребенка к членам семьи» А.И.Баркан, «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Е.Бине, «Интервью с ребенком» А.И.Захаров; с родителями: «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис, «Шкала общения родителя с ребенком» А.И.Баркан, «Шкала степени отверженности ребенка в семье» А.И.Баркан, «Анализ семейной тревоги» (АСТ) Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицких; - выявление индивидуально-психологических особенностей детей (Айзенк «Преобладающий тип темперамента», индивидуально-типологический опросник Л.Н.Собчик, «направленность личности» Басса); - изучение личностных особенностей (методика определения уровня агрессии и враждебности Басса-Дарки, А.Д. Андреева «Мотивация учения и эмоциональное отношение к учению»); - фиксирование характера отклонений в развитии («Акцентуации характера» Шмишек, «Самооценка психических состояний» Айзенк, А.Н. «Самооценка склонности к отклоняющемуся поведению»); - диагностика уровня социальной адаптации, выявление круга референтных лиц (социометрия, методика «На дереве», Сишор «Индекс групповой сплоченности»); - оценка эмоционально-волевой сферы ребенка (рисуночный тест «Дом-дерево-человек», цветовой тест Люшера и др.). |
проставляется дата проведения запланированной диагностики
|
Педагог-психолог Иванова Т.Н. |
|
10 |
Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса (дети, родители, педагоги) по результатам диагностического обследования (консультирование, выдача рекомендаций). |
проставляется дата проведения |
Педагог-психолог Иванова Т.Н. |
|
11 |
Проведение мероприятий по развитию родительской компетенции, повышению уровня родительской ответственности, укреплению детско-родительских отношений и семейных ценностей, коррекции воспитательных установок: (консультирование, просвещение, проведение тренингов, коррекционных занятий для родителей, детей и родителей). Мероприятия планируются исходя из результатов диагностик, проблем семьи и детей. Форма мероприятий может быть разной (индивидуальной, супружеской, семейной). Например: - беседа с родителями «Семейный климат, его влияние на формирующуюся личность»; - беседа с отцом «Семейные ссоры и дети. Избегайте крайностей»; - консультация для родителей «Половое воспитание детей»; - консультация для родителей «Ненасильственные методы воспитания»; - круглый стол (семейный) по вопросам воспитания и взаимоотношений в семье «Как разрешать конфликты»; - консультация для родителей «Детская тревожность и агрессия. Причины и последствия?»; - семейное коррекционное занятие «Эффективное общение и позитивное взаимодействие родитель-ребенок». |
проставляется дата проведения
14.02.2023
23.02.2023
13.03.2023 |
Педагог-психолог Иванова Т.Н. |
|
12 |
Консультирование несовершеннолетнего: целесообразно проводить с детьми среднего школьного возраста по развитию личностных характеристик, по профилактике противоправного и деструктивного поведения, по межличностным и детско-родительским отношениям, профориентационная работа с детьми старшего школьного возраста и т.д. Например: - тематическая консультация «Люби Жизнь!»; - консультация «Конфликты со сверстниками. Что делать, если тебя обижают?»; - беседа «Школьная тревожность и ее преодоление»; - консультация «Ты любимый ребенок! Знай это!»; - беседа «Взрослая жизнь – взрослая ответственность» |
проставляется дата проведения
18.01.2023 23.03.2023 |
Педагог-психолог Иванова Т.Н. Педагог социальный
|
|
13 |
Коррекционно-развивающие занятия с несовершеннолетним по результатам диагностик: по снятию эмоционального напряжения и коррекции негативных поведенческих проявлений (работа с агрессией, тревожностью, страхами, суицидальными проявлениями, негативизмом и т.д.), развитию социальных эмоций, коммуникативных навыков, уверенности в себе и др. Коррекционные занятия проводятся по необходимости по результатам психодиагностического обследования. Если на момент составления программы диагностические мероприятия не проведены, темы коррекционный занятий не указываются в программе, пишем общей фразой и с пометкой «при необходимости». Если знаем, в каком направлении нужно работать и спланированы коррекционные мероприятия – прописываем темы и указываем даты проведения. Например: - мини-тренинг «Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции»; - коррекционное занятие «Меня дразнят! Как сдержать агрессию?»; - тренинг-игра «Барометр настроения»; - мини-тренинг «Уверенное поведение». |
проставляется дата проведения либо «при необходимости»
29.02.2023 |
Педагог-психолог Иванова Т.Н. |
|
14 |
Психологическая диагностика детско-родительских отношений по результатам коррекции: проводится по результатам проведения коррекционных мероприятий, если проводились. |
проставляется дата проведения либо «при необходимости» |
Педагог-психолог Иванова Т.Н. |
|
Аналитическая работа |
||||
15 |
Информирование отдел по образованию и координационный совет Столинского райисполкома в случае выявленных фактов ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних. |
в случае выявления неблагоприятной для несовершеннолетних обстановки в семье |
Педагог социальный Иванов И.И.
|
|
16 |
Рассмотрение вопроса о реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки на заседаниях совета по профилактике. |
15.02.2023 15.03.2023 при необходимости ежемесячно |
Секретарь совета профилактики Кравцова Т.И.
|
|
17 |
Информирование координационный совет Столинского райисполкома о результатах работы с семьей. с мотивированным заключением о динамике ситуации в семье (положительная либо отрицательная), об устранении критериев и показателей социально опасного положения, предложениями по дальнейшей работе с семьей либо снятии семьи с учета. |
1 раз в квартал согласно сроков, указанных в решении КС |
Педагог социальный Иванов И.И.
|
|
18 |
Контроль за выполнением родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей, оказание необходимой психологической помощи и социально-педагогической поддержки семье до принятия соответствующего решения по семье на заседании координационного совета. |
до принятия КС соответствующего решения |
Педагог социальный Иванов И.И. Классный руководитель Петрова Н.Н. Педагог-психолог Иванова Т.Н. ЗДВР Козел Л.А. |
|