Образец плана реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки

Образец (каждое учреждение планирует мероприятия в рамках существующих проблем семьи)
УТВЕРЖДАЮДиректор (заведующий) ГУО « _______________________»  ____________________ФИО  «___»_______________2023 г.
План реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановкина период с _____ по _______(на каждые 3 месяца согласно решений координационного совета) ЦЕЛЬ:        устранение критериев и показателей социально опасного положения;устранение причин, повлекших неблагоприятную для несовершеннолетних (-него) обстановку.
ЗАДАЧИ:  1. создание благоприятного микроклимата в семье, профилактика дисфункциональных внутрисемейных отношений;

  • оказание социально-педагогической поддержки, психологической помощи детям и законным представителям;
  • стимулирование положительных изменений семье, влияющих на личность несовершеннолетних, процесс их развития и социализации;
  • повышение уровня родительской ответственности, укрепление детско-родительских отношений;
  • оказание консультативной помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей;
  • повышение уровня социальной защищённости несовершеннолетних;
  • повышение правовой культуры несовершеннолетних и их законных представителей и др.


Фамилия, имя, отчество (если таковое имеется) несовершеннолетних, возраст, вид занятий:Сидоров Иван Иванович, 21.11.2005 г.р., учащийся 3 класса Мать: Сидорова Ольга Николаевна, 17.04.1971 г.р., рабочий ОАО «Горынский КСМ».Отец: Сидоров Иван Петрович, 13.03.1971 г.р., выезжает на сезонные работы за пределы Республики Беларусь.Критерии и показатели социально опасного положения: согласно критериям постановки в СОП из решения координационного советаДата признания в СОП: решение КС 21.03.2022 №6
Подписи ответственных:ЗДВР                                                                  ___________________         Козел Л.А.Педагог социальный                                         ___________________         Иванов И.И.Классный руководитель                                   ___________________         Петрова Н.Н.Педагог-психолог                                             ___________________         Иванова Т.Н.Учитель-дефектолог Примечание:Анализ и контроль реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки проводится на заседании координационного совета не реже одного раза в квартал.В связи с чем, необходимо ежеквартально предоставлять в координационный совет (за подписью руководителя) анализ выполнения мероприятий с мотивированным заключением о динамике ситуации в семье, об устранении критериев и показателей социально опасного положения, а также предложения по дальнейшей работе с семьей либо снятии семьи с учета. Примерный образец информации в координационный совет прилагается.

Мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

(должность, Ф.И.О)

Примечания

Социально-педагогическая поддержка

1

Посещение семьи по месту жительства с целью контроля за условиями содержания и воспитания детей, степенью их социальной защищенности:

- санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения;

- поддержание безопасных и благоприятных условий для проживания детей, не представляющих угрозы для их жизни и здоровья, в том числе психологического (поддержание температурного режима в жилом помещении, наличие света, продуктов питания, условий для приготовления пищи, визуальная оценка наличия нарушений норм пожарной безопасности, признаков насилия в семье, особенностей взаимоотношений между членами семьи);

- наличие места для приготовления уроков, сна и отдыха детей;

- обеспеченность предметами первой необходимости с учетом возраста детей (одежда, обувь по сезону, предметы личной гигиены, школьные принадлежности, наличие книг, игр для развития детей и занятий в свободное время и др.).

 

январь - март 2023

не реже 2 раз в месяц

 

Педагог социальный Иванов И.И.

Педагог-психолог Иванова Т.Н.

Классный руководитель Петрова Н.Н.

ЗДВР Козел Л.А.

 

2

Ознакомление родителей о принятых решениях координационного совета, проведение разъяснительной работы.

согласно сроков, указанных в решении КС

 

в течение 10 дней со дня принятия решения

Педагог социальный Иванов И.И.

 

 

3

Изучить родственное окружение семьи, организовать взаимодействие с близкими родственниками, имеющими положительную социальную направленность.

в течение 10 дней, после признания семьи в СОП

Педагог социальный Иванов И.И.

 

 

4

Разъяснительная работа с родителями, консультирование по вопросам выполнения законодательства по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, ответственности за ненадлежащее выполнение родительских обязанностей

Если включаем в данный раздел конкретные темы консультаций, разработку и распространение печатной продукции (буклеты, памятки, листовки) на данную тематику, то указываем конкретную дату реализации запланированного мероприятия:

Например:

- буклет «Это должен знать каждый родитель!»;

- разъяснительная беседа «Права детей и обязанности взрослых».

в период сопровождения семьи

 

 

 

 

 

 

 

 

13.02.2023

Педагог социальный Иванов И.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог социальный Иванов И.И.

 

5

5.1. Организация занятости детей во внеурочное и каникулярное время, вовлечение в мероприятия шестого школьного дня, во внеклассные и общешкольные мероприятия.

5.2. Контроль за посещаемостью учебных занятий и организованной занятости.

в период сопровождения семьи

 

 

Классный руководитель Петрова Н.Н.

 

 

6

Социально-педагогическая диагностика:

(наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, диагностирование).

Например:

- характер внутрисемейных отношений родителей с ребенком, между детьми (методика «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана);

- выявление особенностей воспитания (опросник «Измерение родительских установок и реакций» Е. Шефера);

- диагностика социальных качеств личности ребенка (наблюдение на уроке, на внеклассном мероприятии, на переменах; опросник для учителя Т.М. Ахенбаха).

 

проставляется дата проведения

 

 

17.01.2023

 

 

08.02.2023

 

 

16.03.2023

 

прописывается ответственный за каждое запланированное мероприятие

 

Педагог социальный Иванов И.И.

 

 

Педагог социальный Иванов И.И.

 

 

Классный руководитель Петрова Н.Н.

 

7

Проведение индивидуальных и групповых занятий, бесед, тренингов, дискуссий с несовершеннолетним и в составе класса:

мероприятия направлены на формирование социальных качеств, профилактику аддиктивного поведения, развитие коммуникативных навыков, чувства ответственности и др., исходя из результатов диагностик, проблем семьи и ребенка.

Например:

- коррекционно-развивающее занятие «Жизненные ценности»;

- час общения «Я и МЫ. О навыках позитивного общения»;

- беседа «Как научиться понимать родителей?»;

- мини-тренинг «Как найти выход из трудной ситуации»;

- беседа «От шалости к правонарушениям».

 

 

 

проставляется дата проведения

 

 

 

 

05.01.2023

 

23.01.2023

13.02.2023

26.02.2023

21.03.2023

 

 

 

прописывается ответственный за каждое запланированное мероприятие

 

 

 

Педагог социальный Иванов И.А.

 

Классный руководитель Петрова Н.Н.

Педагог социальный

Классный руководитель

Педагог социальный

 

8

Консультирование и просвещение родителей:

Например:

 

- консультация «Обеспечение безопасности и удовлетворение жизненных потребностей несовершеннолетних»;

- беседа с отцом «Трезвость в семье – залог успешного воспитания»;

- доверительная беседа «Атмосфера в семье и её влияние на ребенка»;

- профилактическая беседа «Роль семьи в успешной социализации ребёнка»;

- консультация «Совместный отдых в каникулы и выходные дни»;

- беседа «Родительский авторитет, как важная составляющая успешного воспитания детей в семье».

проставляется дата проведения каждого мероприятия

 

09.01.2023

 

прописывается ответственный за каждое запланированное мероприятие

 

 

Педагог социальный Иванов И.И.

 

Классный руководитель Петрова Н.Н.

 

Педагог социальный

 

Классный руководитель

 

Педагог социальный

 

Классный руководитель

 

Психологическая помощь

9

Психологическая диагностика:

(наблюдение, опросы, беседы, тесты, опросники, проективные методики и т.д.).

В рамках работы с семьей проводится углубленная диагностика, более обширная, чем в период проведения социального расследования. Особое внимание обращается на такие факторы как особенности детско-родительских отношений, индивидуально-психологические особенности детей: развитие ребенка (социальное, эмоциональное, интеллектуальное, личностное), уровень тревожности, страхи, эмоциональная неадекватность, проявление депрессии, агрессии, насилия (психического, физического, сексуального), неудовлетворенность базовых потребностей и т.д.

Например:

- изучение семейных отношений:

с детьми: проективная методика «Рисунок семьи», опросник социализации «Моя семья», методика Рене Жиля, «Шкала привязанности ребенка к членам семьи» А.И.Баркан, «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Е.Бине, «Интервью с ребенком» А.И.Захаров;

с родителями: «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис, «Шкала общения родителя с ребенком» А.И.Баркан, «Шкала степени отверженности ребенка в семье» А.И.Баркан, «Анализ семейной тревоги» (АСТ) Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицких;

- выявление индивидуально-психологических особенностей детей (Айзенк «Преобладающий тип темперамента», индивидуально-типологический опросник Л.Н.Собчик, «направленность личности» Басса);

- изучение личностных особенностей (методика определения уровня агрессии и враждебности Басса-Дарки, А.Д. Андреева «Мотивация учения и эмоциональное отношение к учению»);

- фиксирование характера отклонений в развитии («Акцентуации характера» Шмишек, «Самооценка психических состояний» Айзенк, А.Н. «Самооценка склонности к отклоняющемуся поведению»);

- диагностика уровня социальной адаптации, выявление круга референтных лиц (социометрия, методика «На дереве», Сишор «Индекс групповой сплоченности»);

- оценка эмоционально-волевой сферы ребенка (рисуночный тест «Дом-дерево-человек», цветовой тест Люшера и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

проставляется дата проведения

запланированной диагностики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог-психолог Иванова Т.Н.

 

10

Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса (дети, родители, педагоги) по результатам диагностического обследования (консультирование, выдача рекомендаций).

 

проставляется дата проведения

 

Педагог-психолог Иванова Т.Н.

 

11

Проведение мероприятий по развитию родительской компетенции, повышению уровня родительской ответственности, укреплению детско-родительских отношений и семейных ценностей, коррекции воспитательных установок:

(консультирование, просвещение, проведение тренингов, коррекционных занятий для родителей, детей и родителей).

Мероприятия планируются исходя из результатов диагностик, проблем семьи и детей. Форма мероприятий может быть разной (индивидуальной, супружеской, семейной).

Например:

- беседа с родителями «Семейный климат, его влияние на формирующуюся личность»;

- беседа с отцом «Семейные ссоры и дети. Избегайте крайностей»;

- консультация для родителей «Половое воспитание детей»;

- консультация для родителей «Ненасильственные методы воспитания»;

- круглый стол (семейный) по вопросам воспитания и взаимоотношений в семье «Как разрешать конфликты»;

- консультация для родителей «Детская тревожность и агрессия. Причины и последствия?»;

- семейное коррекционное занятие «Эффективное общение и позитивное взаимодействие родитель-ребенок».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

проставляется дата проведения

 

14.02.2023

 

23.02.2023

 

13.03.2023

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог-психолог Иванова Т.Н.

 

12

Консультирование несовершеннолетнего:

целесообразно проводить с детьми среднего школьного возраста по развитию личностных характеристик, по профилактике противоправного и деструктивного поведения, по межличностным и детско-родительским отношениям, профориентационная работа с детьми старшего школьного возраста и т.д.

Например:

- тематическая консультация «Люби Жизнь!»;

- консультация «Конфликты со сверстниками. Что делать, если тебя обижают?»;

- беседа «Школьная тревожность и ее преодоление»;

- консультация «Ты любимый ребенок! Знай это!»;

- беседа «Взрослая жизнь – взрослая ответственность»

 

 

 

 

проставляется дата проведения

 

 

 

18.01.2023

23.03.2023

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог-психолог Иванова Т.Н.

Педагог социальный

 

 

13

Коррекционно-развивающие занятия с несовершеннолетним по результатам диагностик:

по снятию эмоционального напряжения и коррекции негативных поведенческих проявлений (работа с агрессией, тревожностью, страхами, суицидальными проявлениями, негативизмом и т.д.), развитию социальных эмоций, коммуникативных навыков, уверенности в себе и др.

Коррекционные занятия проводятся по необходимости по результатам психодиагностического обследования. Если на момент составления программы диагностические мероприятия не проведены, темы коррекционный занятий не указываются в программе, пишем общей фразой и с пометкой «при необходимости». Если знаем, в каком направлении нужно работать и спланированы коррекционные мероприятия – прописываем темы и указываем даты проведения.

Например:

- мини-тренинг «Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции»;

- коррекционное занятие «Меня дразнят! Как сдержать агрессию?»;

- тренинг-игра «Барометр настроения»;

- мини-тренинг «Уверенное поведение».

 

проставляется дата проведения

либо

«при необходимости»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29.02.2023

 

 

Педагог-психолог Иванова Т.Н.

 

14

Психологическая диагностика детско-родительских отношений по результатам коррекции:

проводится по результатам проведения коррекционных мероприятий, если проводились.

проставляется дата проведения

либо

«при необходимости»

 

 

Педагог-психолог Иванова Т.Н.

 

Аналитическая работа

15

Информирование отдел по образованию и координационный совет Столинского райисполкома в случае выявленных фактов ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних.

в случае выявления неблагоприятной для несовершеннолетних обстановки в семье

Педагог социальный Иванов И.И.

 

 

16

Рассмотрение вопроса о реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки на заседаниях совета по профилактике.

15.02.2023

15.03.2023

при необходимости

ежемесячно

Секретарь совета профилактики Кравцова Т.И.

 

 

17

Информирование координационный совет Столинского райисполкома о результатах работы с семьей.

с мотивированным заключением о динамике ситуации в семье (положительная либо отрицательная), об устранении критериев и показателей социально опасного положения, предложениями по дальнейшей работе с семьей либо снятии семьи с учета.

1 раз в квартал

согласно сроков, указанных в решении КС

Педагог социальный Иванов И.И.

 

 

18

Контроль за выполнением родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей, оказание необходимой психологической помощи и социально-педагогической поддержки семье до принятия соответствующего решения по семье на заседании координационного совета.

 

до принятия КС соответствующего решения

Педагог социальный Иванов И.И.

Классный руководитель Петрова Н.Н.

Педагог-психолог Иванова Т.Н.

ЗДВР Козел Л.А.