Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Столинского райисполкома
Государственное учреждение образования

Социально-педагогический центр Столинского района

Регламент организации и проведения учреждениями образования служебного расследования по фактам совершения несовершеннолетними суицидов, парасуицидов, буллинга (кибербуллинга), насилия, конфликтных ситуаций, иным фактам нарушений требований нормативных правовых актов по вопросам создания безопасной среды в учреждениях образования.

РЕГЛАМЕНТ

организации и проведения управлениями, отделами по образованию горрайисполкомов ( далее – орган управления образованием), учреждениями образования служебного расследования по фактам совершения несовершеннолетними суицидов, парасуицидов, буллинга (кибербуллинга), насилия, конфликтных ситуаций, иным фактам нарушений требований нормативных правовых актов по вопросам создания безопасной среды в учреждениях образования.

 

  1. Настоящий Регламент устанавливает единый порядок организации и проведения служебного расследования органами управления образованием, учреждениями образования по фактам совершения несовершеннолетними суицидов, парасуицидов, буллинга (кибербуллинга), насилия, конфликтных ситуаций, иным фактам нарушений требований нормативных правовых актов по вопросам создания безопасной среды в учреждениях образования (далее – происшествие).
  2. Служебное расследование представляет собой деятельность уполномоченных должностных лиц и (или) работников учреждения образования, назначенных для его проведения приказом руководителя (лица, исполняющего его обязанности), органа управления образованием, учреждения образования, в целях своевременного, всестороннего, объективного и полного выяснения обстоятельств по фактам происшествия, необоснованных действий (бездействия) работников учреждений образования, установления виновных лиц, а также выявления причин и условий, способствовавших их совершению для принятия законных решений.
  3. Задачами служебного расследования являются:

установление фактов и обстоятельств происшествия, причин и условий, способствовавших его совершению;

установление конкретного должностного лица, работника учреждения образования, причастного к происшествию (при необходимости) и других причастных к его совершению лиц;

определение степени виновности за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей конкретным должностным лицом (работником) учреждения образования;

внесение предложений о мере дисциплинарной или иной ответственности должностного лица, работника учреждения образования, причастного к происшествию, а также его непосредственных руководителей;

выработка рекомендаций по организации и проведению мероприятий, направленных на устранение причин и условий происшествия;

установление обстоятельств несоблюдения (ненадлежащего соблюдения) должностным лицом, работником учреждения образования требований актов законодательства, локальных нормативных правовых актов учреждения образования в части, касающейся происшествия.

  1. Для проведения служебного расследования руководителем органа управления образованием, учреждения образования издается приказ. В приказе о назначении служебного расследования указываются:

поручение о проведении служебного расследования;

повод и фактические обстоятельства, послужившие основанием для проведения служебного расследования;

должности, фамилии и инициалы председателя и членов комиссии, назначенных для проведения служебного расследования;

срок представления материалов служебного расследования и заключения по его результатам руководителю учреждения образования.

  1. Служебное расследование должно быть назначено не позднее трех календарных дней с дня, когда стало известно о наличии повода и основания для его проведения.

Срок служебного расследования не должен превышать пятнадцати календарных дней. При необходимости на основании мотивированного заявления председателя комиссии по решению руководителя органа управления образованием, учреждения образования срок служебного расследования может быть продлен до одного месяца.

  1. Служебное расследование назначается при наличии повода и достаточных оснований для его проведения.

Поводами для назначения служебного расследования являются:

предложения компетентных должностных лиц других государственных органов, наделенных в силу возложенных на них должностных обязанностей правом инициировать перед учреждением образования вопрос о назначении служебного расследования;

докладные записки руководителей структурных подразделений учреждения образования;

обращения и заявления работников учреждения образования, иных граждан;

сообщения в средствах массовой информации;

сообщения государственных органов и других организаций;

непосредственное выявление происшествия руководителем учреждения образования.

Основаниями для назначения служебного расследования могут являться:

факты совершения суицидов или парасуицидов несовершеннолетними,

буллинг (кибербуллинг);

случаи, повлекшие смерть несовершеннолетних;

преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних;

преступления в отношении несовершеннолетних, совершенные работниками учреждения образования;

самовольные уходы несовершеннолетних из учреждения образования, в том числе групповые (2 и более несовершеннолетних);

иные происшествия с групповым участием несовершеннолетних;

информация СМИ (телерепортажи, печатные СМИ, интернет) о случаях, связанных с происшествиями с участием несовершеннолетних;

обращения граждан;

конфликтные ситуации;

          иные факты нарушений требований нормативных правовых актов по вопросам создания безопасной среды в учреждениях образования.

  1. Для проведения служебного расследования на основании приказа руководителя органа управления образованием, учреждения образования создается комиссия в составе не менее пяти членов (далее – комиссия). В состав комиссии включаются специалист по кадрам (юрисконсульт) и представитель профсоюзной организации.

Проведение служебного расследования поручается должностным лицам и (или) работникам учреждения образования, обладающим необходимыми знаниями и опытом по соответствующему направлению деятельности. Результат служебного расследования оформляется докладной запиской на имя руководителя органа управления образованием, учреждения образования.

  1. Председатель комиссии организует и координирует ее работу. Председатель и члены комиссии несут ответственность за соблюдение сроков служебного расследования, его всестороннее, полное, квалифицированное и объективное проведение.
  2. Не могут принимать участия в проведении служебного расследования должностные лица, работники:

прямо или косвенно заинтересованные в его результате;

предположительно виновные в происшествии, по которому назначено служебное расследование, их родственники;

должностные лица, работники, подчиненные по службе лицам, чьи действия (бездействие) необходимо расследовать;

иные непосредственно причастные к происшествию лица.

  1. Руководителем органа управления образованием, учреждения образования принимаются конкретные меры по обеспечению проведения служебного расследования, в том числе создаются необходимые условия для работы комиссии.
  2. В ходе служебного расследования осуществляется сбор и документальное оформление сведений, относящихся к происшествию, в том числе:

время, место, способ и иные обстоятельства происшествия;

круг лиц, участвовавших, присутствовавших либо имеющих иное отношение к происшествию, наличие и степень вины каждого;

какие нормы актов законодательства Республики Беларусь, локальных нормативных правовых актов были нарушены в результате происшествия;

обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность лиц, причастных к происшествию;

причины и условия, способствовавшие происшествию;

иные сведения, имеющие отношение к происшествию.

  1. Председатель и члены комиссии в ходе проведения служебного расследования обязаны:

изучить акты законодательства Республики Беларусь, локальные нормативные правовые акты учреждения образования и его структурных подразделений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе служебного расследования;

истребовать и изучить все материалы, имеющие отношение к происшествию, провести их анализ;

изучить характеризующие документы и личные дела лиц, имеющих отношение к происшествию;

принимать для выяснения обстоятельств все необходимые меры по всестороннему, полному, квалифицированному и объективному исследованию и документальному оформлению указанных сведений;

истребовать письменные объяснения у работников учреждения образования и иные дополнительные документы, необходимые для проведения служебного расследования;

рассматривать, приобщать к материалам служебного расследования материалы, поступающие в ходе его проведения, и принимать по ним соответствующие решения;

проводить служебное расследование в пределах установленных сроков;

руководствоваться требованиями законодательства Республики Беларусь, соблюдая при этом права и свободы граждан;

установить причины и условия, способствовавшие происшествию, разработать предложения по их устранению, а также по мерам ответственности в отношении виновных лиц;

составить по итогам работы заключение о результатах служебного расследования и представить его на утверждение руководителю органа управления образованием, учреждения образования. Если в ходе служебного расследования будет выявлено наличие достаточных данных, указывающих на признаки совершения преступления, то одновременно с представлением заключения об этом докладывается руководителю органа управления образованием, учреждения образования для принятия мер реагирования в соответствии с законодательством.

  1. При проведении служебного расследования председатель и члены комиссии имеют право:

вызывать работников учреждения образования для получения от них письменных объяснений, документов или иной информации, относящейся к проводимому служебному расследованию, беседовать с иными гражданами (с их согласия), обладающими информацией по существу проводимого служебного расследования;

требовать от должностных лиц и работников представления всех документов или сведений, относящихся к проводимому служебному расследованию, для ознакомления или приобщения к материалам служебного расследования;

в случае отказа лиц, в отношении которых проводится служебное расследование, от дачи письменных объяснений составить акт.

  1. Лица, в отношении которых проводится служебное расследование, имеют право:

давать письменные объяснения с изложением собственного мнения по поводу обстоятельств происшествия, а также отвечать на вопросы должностных лиц, назначенных для проведения служебного расследования;

представлять документы (материалы) и заявлять ходатайства об истребовании дополнительных документов (материалов), имеющих отношение к проводимому служебному расследованию, требовать их приобщения к материалам служебного расследования;

при несогласии с порядком проведения служебного расследования подавать заявление на имя лица, назначившего проведение служебного расследования, с указанием причин несогласия, а также обращаться за защитой своих прав и законных интересов в вышестоящую организацию.

  1. Материалами, на основании которых устанавливаются обстоятельства, указанные в настоящей главе, являются объяснения лиц, справки, заявления, заключения и пояснения специалистов, и иные материалы, имеющие отношение к делу.

В целях получения необходимых для проведения служебного расследования документов (их копий) членами комиссии могут быть инициированы запросы в иные организации.

  1. К материалам служебного расследования обязательно прилагаются письменные объяснения лиц, в отношении которых оно проводится. Данные объяснения являются источником доказательств наряду со справками, заявлениями, заключениями и пояснениями специалистов, и иными материалами.
  2. По итогам служебного расследования составляется заключение, которое подписывают председатель и члены комиссии, назначенные для его проведения.

Во вводной части заключения отражаются:

повод и фактические обстоятельства, послужившие основанием для проведения служебного расследования;

должности, фамилии и инициалы должностных лиц, назначенных для его проведения;

период, в течение которого проводилось служебное расследование.

В описательной части:

имело ли место происшествие, в чем оно выразилось;

место, время, способ и иные обстоятельства происшествия;

круг лиц, участвовавших, присутствовавших либо имеющих иное отношение к происшествию;

обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность;

причины и условия, способствовавшие происшествию;

анализ собранных фактических данных, подтверждающих виновность конкретных лиц либо свидетельствующих об отсутствии их вины;

доводы, приводимые лицом, причастным к происшествию, в свою защиту, результаты их проверки;

характеристика личных и деловых качеств лиц, в отношении которых проведено служебное расследование;

продолжительность работы в учреждения образования в занимаемой должности, наличие взысканий;

наличие, форма и степень вины в действиях (бездействии) лиц, участвовавших, присутствовавших либо имеющих иное отношение к происшествию;

квалификация проступка, какие нормы актов законодательства и локальных нормативных правовых актов учреждения образования были нарушены, наличие в действиях лиц, причастных к происшествию, признаков правонарушений, оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности;

какими доказательствами установлены фактические данные.

В резолютивной части:

вывод о наличии в действиях (бездействии) лиц, в отношении которых проводилось служебное расследование;

предложения о привлечении к ответственности лиц, причастных к происшествию;

предложения и рекомендации по организации и проведению мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствовавших происшествию.

  1. В случае, когда в результате служебного расследования установлены поводы и основания для возбуждения административного или уголовного дела, в заключении не должны содержаться однозначная оценка последствий случившегося, выводы о виновности и предложения о дисциплинарной ответственности конкретных лиц.
  2. При несогласии с выводами или содержанием отдельных положений заключения член комиссии подписывает его с изложением своего особого мнения. В этом случае в заключении делается пометка о наличии особого мнения.
  3. Заключение с материалами служебного расследования представляется руководителю органа управления образованием, учреждения образования для принятия решения, по существу, проведенного служебного расследования.
  4. По результатам служебного расследования руководитель органа управления образованием, учреждения образования принимает одно из следующих решений:

о привлечении виновных лиц к ответственности;

о передаче материалов на рассмотрение иных специально уполномоченных государственных органов (по запросам);

о проведении мер предупредительно-профилактического характера;

о возвращении материалов для производства дополнительного служебного расследования в пределах сроков, предусмотренных настоящим Регламентом;

о прекращении проведения служебного расследования.

  1. Датой принятия решения по результатам служебного расследования является дата подписания приказа по его результатам.
  2. Материалы служебного расследования хранятся в течение установленного в учреждении образования срока. Копии заключений о результатах служебного расследования приобщаются к личным делам работников.
  3. При принятии по итогам служебного расследования решения о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности утвержденное руководителем органа управления образованием, учреждения образования заключение незамедлительно передается председателем комиссии, проводившей служебное расследование, специалисту по кадровой работе (юрисконсульту) учреждения образования для подготовки в соответствии с законодательством приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности.
  4. Руководитель органа управления образованием, учреждения образования, его заместители, руководители структурных подразделений учреждения образования используют материалы служебного расследования и рекомендации по его результатам в своей деятельности в целях профилактики и недопущения дисциплинарных проступков и иных происшествий, которые влекут (могут повлечь) негативные последствия.

 

 

 

поделиться в: