«Должны смеяться дети и в мирном мире жить!»
28.12.2020«Должны смеяться дети и в мирном мире жить!»
Как хорошо услышать детский смех!
Он радует людей, как первый снег.
Вся грязь вдруг исчезает в тот же миг,
И кажется, что мир всего достиг.
Как хорошо услышать смех детей-
Напоминаньем солнечных лучей
Приходит к нам весел и многолик,
И кажется, что мир всего достиг.
Как хочется по утру раньше всех
Услышать колокольчиковый смех.
И хорошо, чтоб дети в этом мире
Смеяться никогда не позабыли!
Григорий Варшавский
Не так давно гуляя по парку, случайно услышала разговор женщины и ее маленькой внучки лет пяти. Девочка явно расстроена из-за того, что она в садике упала.
-Тебе было больно?
-Да, я упала, а Вика смеялась надо мной!
- Да, это неприятно. А скажи, если кто-то так же упадет или споткнется, ты будешь смеяться?
Немного подумав, что это, наверное, не повод для смеха, девочка не очень уверенно ответила:
-Нет, конечно, я не буду смеяться!
Хотя явно было видно, что это не так, она все же смеялась, да и мама, которая гуляла вместе с ними, это подтвердила. Мама девочки не растерялась и повернула разговор так, чтобы у своей дочери пробудить сочувствие и желание пожалеть упавшего.
Им предстоит еще много бесед, чтобы девочка хорошо прочувствовала через свои переживания боль другого человека. Получилось это у нее или нет, покажет время.
Смех является одной из важнейших потребностей нашей психики, ведь уже в возрасте 3 месяцев младенцы начинают улыбаться, а смеяться учатся намного раньше, чем говорить. И именно улыбка и смех свидетельствуют о том, что сознание ребенка развивается нормально. Смеясь, мы снимаем напряжение, понижаем уровень тревожности, расслабляемся– и, соответственно, укрепляем иммунитет и реже болеем.
Примерно с 1 до 3 лет у детей развивается чувство юмора как показатель мышления. Ребенок хохочет над нестандартными ситуациями, необычным поведением родителей, неожиданностям, например, когда папа вдруг показал язык или спрятался, тогда дети пытаются и сами так же рассмешить родителей, копируя взрослых.
От 3 до 6 лет детки обладают достаточно высоким уровнем мышления. Они смеются над несоответствиями их знаний и опыта. Дети знают, что солнце желтое, трава зеленая, а собачка лает. И как только они увидят синее солнце, красную траву и мяукающую собаку, обязательно засмеются.
Школьники от 7 лет попадают во взрослую среду, в которой они часто сталкиваются с огромным количеством трудностей в общении, поэтому они используют шутки как способ снизить напряжение от социальных проблем. Ребята с менее развитым словарным запасом используют физические шутки- дергания за косички, щекотания… В данном случае очень важна роль взрослого, который будет корректировать поведение ребенка и разъяснять, где шутки переходят границы. Таким человеком может быть, как родитель, так и психолог учреждения образования, в котором учится ребенок.
Ни один ребенок НЕ ОБЯЗАН специально смеяться, но природа не зря подарила нам смех: он полезен для здоровья и даже во многих странах в детских больницах приходят в гости клоуны для того, чтобы помочь переносить боль и справляться с трудностями.
Положительные эмоции стимулируют развитие участков головного мозга, которые отвечают за творчество, гибкость и нестандартность мышления, а также фантазию. При этом смех помогает побеждать фобии и страхи, поэтому может применяться и в психотерапии.
Ребенок, который смеется в детском коллективе, является «принятым», так ему проще рассказывать о себе, своих увлечениях, раскрываться. Еще интересный факт: люди с развитым чувством юмора более удачливы по жизни, смотрят на жизнь с оптимизмом, но при этом относится к себе со здоровой самоиронией.
Нужно разграничивать два понятия: «СМЕХ» и «ВЫСМЕИВАНИЕ»
Смех никому не приносит эмоциональных страданий, а высмеивание – один из признаков буллинга - задирания, запугивания, преследования одного члена сообщества другими, неприятные прозвища, унижения, угрозы, порча личных принадлежностей, применение ненормативной лексики относительно конкретного человека, часто встречается среди школьников и у студентов.
Эта проблема существовала в разные времена, в разных школах и среди разных социальных групп молодежи. Почему же одни люди издеваются над другими? Большинство задир считают, что таким образом они демонстрируют силу своего характера, самоутверждаются и поднимают свой авторитет среди сверстников. Буллинг может проявляться по-разному и совсем не обязательно при этом заниматься рукоприкладством.
Остановимся подробнее на «ВЫСМЕИВАНИИ».
Часто родители считают, что самым действенным способом помочь ребенку, который является жертвой насмешек со стороны сверстников, - это сделать так, чтобы ребенок больше не общался с теми детьми, которые над ним издевались. Таким образом, родители могут принять решение перевести своего ребенка в другую школу, и тогда может показаться, что все проблемы решатся сами, волшебным образом. К сожалению, не всегда это «волшебное средство» оказывается действенным. Более того, довольно часто в новом классе отношения ребенка начнут складываться по знакомому вам сценарию. И что же тогда? Снова менять школу?! А смена школы для ребенка - это в любом случае стресс, особенно для тревожного и чувствительного ребенка, ведь он очень плохо переносит любые перемены в жизни. Если не помочь ему подкорректировать свое поведение и отношение к окружающим людям, переход в другой коллектив окажется, как минимум, бесполезным.
Поэтому, даже если вы считаете, что перевод ребенка в другую школу неизбежен (а в некоторых случаях это действительно необходимо), нужно все-таки помочь справиться со своими страхами для того, чтобы ребенок перестал провоцировать других людей на насмешки своим поведением. Абсолютно правильно то, что не нужно пытаться самим «расправиться» с обидчиками своего чада (исключение составляют лишь те случаи, когда речь идет о серьезной угрозе физической расправы над ребенком). Это скорее всего приведет к тому, что его положение в коллективе ухудшится, ведь дети не любят тех, кто постоянно прячется за «папину спину», жалуется родителям или учителям. Ребенок должен сам научиться решать свои проблемы в межличностных отношениях, другое дело, что ему может понадобиться поддержка взрослых, именно в этом и должен помочь педагог-психолог учреждения образования, в котором учится ребенок.
Очень важно для ребенка, который боится насмешек со стороны сверстников, получить позитивный опыт общения с другими детьми. Скорее всего этот опыт у него уже есть, однако под влиянием переживаний и эмоциональных потрясений, вызванных под влиянием насмешек в свой адрес, ребенок забыл о других детях, с которыми у него хорошие отношения. Напомните сыну, дочке о девочке Маше, с которой они очень хорошо дружат, с которой вместе посещают музыкальную школу. Напомните, что Маша вовсе не смеется над ними, а наоборот, хочет с ними дружить и вместе играть. Когда ребенок помнит об уже имеющихся друзьях, ему легче перенести неприятные моменты, которые случаются с ним.
Страх быть высмеянным часто связан с низкой самооценкой ребят. Поэтому задача близких людей - помочь освободиться от этого страха и повысить самооценку.
Необходимо обсудить с ребенком, который боится быть высмеянным, всегда ли нужно поступать так, чтобы тебя НЕ высмеяли, всегда ли надо подчиняться большинству и делать как все? Это очень важный вопрос, который влечет за собой серьезные проблемы. Так, под влиянием сверстников, младшие школьники начинают курить или пробуют алкоголь (а иногда и более серьезные психоактивные вещества), именно из-за «стадного» чувства боязни, что в случае отказа его будут считать «слабаком», «маменькиным сынком» и др.
Если Вашему ребенку нужна психологическая помощь в налаживании отношений со сверстниками, обращайтесь за помощью к педагогу-психологу вашего учреждения образования либо педагогу - психологу ГУО «Социально-педагогический центр Столинского района» Наталье Николаевне Саевич.
Буду рада помочь. А как иначе: должны смеяться дети и в мирном мире жить!