Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Столинского райисполкома
Государственное учреждение образования

Социально-педагогический центр Столинского района

Родительский контроль: счастливый или «удобный» ребенок?

06.10.2021

Родительский контроль: счастливый или «удобный» ребенок?

Уважаемые родители, задумайтесь, для чего мы рожаем и растим детей?

Большинство родителей стремятся вырастить «удобного» ребенка, стараются дать достойное образование, и чтобы он «выбился в люди».  Может быть, чтобы реализовать именно свои несбывшееся мечты и амбиции (медаль в школе, блестящая карьера, признание в обществе)? Чтобы утвердить свое главенство в семье? Или чтобы кто-то в старости поднес чашку воды? Но не лучше ли жить так, чтобы ребенок ощущал вашу любовь и вы могли бы помочь ему гармонично развиваться и стать счастливым человеком?

Сегодня я хочу поговорить о родительском контроле, его последствиях и ограничениях. Некоторые родители из разных убеждений считают, что ребенок — это их собственность, и им можно управлять, как хочешь (главенство). Или что ребенку надо говорить, что и как делать, сам он не справится без взрослых подсказок (нужность). Или считают, что раз они взрослые, значит, лучше знают, что лучше будет для их чада («выбился в люди»). Или просто не доверяют своему ребенку и жестко контролируют («удобный» ребенок). Поэтому они, держат ребенка в ежовых рукавицах.

Работая с семьями, мне часто встречаются ситуации чрезмерного контроля со стороны родителей. Чаще всего это проявляется  в подростковом возрасте. Подростка  провожают и встречают к репетиторам, на секции в школу, требуют отчета о каждом шаге, диктуют, с кем дружить, а с кем нет. Многим родителям до сих пор не удается отделить себя от ребенка, таких родителей не сложно заметить, они употребляют фразы типа: «Мы пошли учиться…», «Мы занимаемся…», «Мы планируем поступать…».  То есть даже думать про ребенка как отдельную, самостоятельную личность, такой родитель не может. Проявляется это в тотальном контроле учебы, личной жизни и личного времени подростка.

Что происходит в этот момент с подростком? Внутреннее напряжение растет, и в какой-то момент эмоции выплескиваются, и «пай девочка/мальчик» попадает в беду: плохие компании, подростковый алкоголизм, наркомания, воровство, побеги из дома, прогулы в школе и самое страшное, попытка лишить себя жизни.

Почему же так происходит? Родители лишком много ограничивали ребенка, слишком мало давали ему свободы. Такие родители могут применять: силовые методы (вернуть подростка при помощи инспектора ИДН, запереть дома, выпороть, лишить гаджетов) и психоэмоциональные (угрозы отправить в детский дом, манипуляции со своим здоровьем – давление, мигрень; слова «Как тебе не стыдно? Тебе меня не жалко?). В таком случае родители либо совсем потеряют ребенка, и он пойдет «по кривой дорожке», и будут всю жизнь врагами, либо «сломают» его, и он навсегда останется при них: будет всегда считать себя ребенком, не создаст семью, не сделает карьеру, не будет признан в обществе. «Маменькины сынки» и «старые девы», живущие с матерями, — окончательный исход такого воспитания.

Если хочется наладить отношения с ребенком, нужно помочь ему войти во взрослую жизнь уверенным и успешным человеком. Придется пересмотреть некоторые свои взгляды и попробовать новые способы взаимодействия, в этом вам может помочь психолог учреждения образования, который посещает подросток, либо психолог СПЦ Столинского района (телефон  6-30-71).

Наталья САЕВИЧ, педагог-психолог СПЦ

 

Материал взят из КИУП «Редакция Столинской районной газеты «Навiны Палесся».

поделиться в: